Главная страница »» Новости сайта »» Журнал Nature Publishing Group опубликовал исследование учёных ВолгГМУ

Новости на сайте

Журнал Nature Publishing Group опубликовал исследование учёных ВолгГМУ

Ученые кафедры фармакологии и биоинформатики Волгоградского медицинского университета ищут новые соединения для лечения сахарного диабета. Последние исследования опубликованы в журнале Scientific Reports издательства Nature Publishing Group - одном из самых авторитетных и престижных научных журналов в мире.

В организме человека есть множество молекул-мишеней, воздействуя на которые антидиабетические препараты оказывают лечебный эффект. Учёные ВолгГМУ работают над исследованием пятнадцати таких мишеней, причём воздействующих на них лекарственных средств, разрешенных для клинического применения, в мире ещё не существует. Одна из мишеней - глюкокиназа. Этот фермент регулирует метаболизм глюкозы в инсулин-продуцирующих β-клетках поджелудочной железы, гепатоцитах и некоторых клетках эндокринной и нервной систем. Некоторые химические вещества способны активировать глюкокиназу, приводя к увеличению количества β-клеток, усилению секреции инсулина и улучшению усвоения глюкозы периферическими тканями.

«При работе над этим направлением нам удалось найти много активирующих глюкокиназу веществ, и одно из них, сильнее, чем вещества сравнения, показало увеличение количества β-клеток и усиление секреции инсулина. Это, как говорится, передний край науки. В мире таких препаратов не существует. Пока есть только химические соединения с таким видом активности, которые тестируются на животных, но препараты всё ещё не созданы», - поделился академик РАН, заведующий кафедрой фармакологии и биоинформатики ВолгГМУ Александр Спасов.

Работа проводилась с использованием самых современных технологий - хемоинформатики. На кафедре фармакологии и биоинформатики ВолгГМУ в сотрудничестве с многочисленными группами химиков создана огромная база данных химических соединений. Практически невозможно экспериментально подобрать из такого большого количества какую-либо определённую молекулу для лечения заболевания. Поэтому прежде чем приступить к исследованию in vitro и in vivo, старший научный сотрудник НИИ фармакологии д.б.н. Павел Васильев с помощью компьютерного моделирования (исследования in silico) провёл первичный отбор химических соединений.

В Волгоградском медицинском университете под руководством академика Спасова над исследованием работали Денис Бабков – кандидат химических наук, старший научный сотрудник НИИ фармакологии и Ольга Майка – аспирант кафедры фармакологии и биоинформатики, оба выпускники ВолгГМУ.

Первоначально, на основе витамина В6 учёные научно-образовательного центра фармацевтики Казанского федерального университета под руководством д.х.н. Юрия Штырлина синтезировали новые производные, перспективные для изучения. На первом этапе их активность исследовали «в пробирке» на рекомбинантном ферменте. Затем соединения вводились перорально взрослым интактным (т.е. у которых не был смоделирован сахарный диабет) крысам. В результате был выявлен новый активатор глюкокиназы, улучшающий толерантность к глюкозе, но при этом не снижающий её уровень в условиях нормогликемии.

Несмотря на то что в мире в течение последних пятнадцати лет ведутся обширные исследования, ни один из ранее разработанных активаторов глюкокиназы не вышел на рынок. Во многом это связано с тем, что кандидаты обладали рядом побочных эффектов, например, негативно влияли на метаболизм липидов.

«Мы ещё не вышли на тот уровень, чтобы говорить, что из полученной молекулы будем создавать лекарство. Продолжается её модифицирование, продолжается поиск новых веществ – у нас есть и более эффективные молекулы. То есть пока мы работаем на уровне выявления веществ, проявляющих максимальную активность», - рассказывает академик РАН, заведующий кафедры фармакологии и биоинформатики ВолгГМУ Александр Спасов.

На базе кафедры фармакологии и биоинформатики ВолгГМУ создан целый проект по поиску новых лекарственных препаратов для лечения сахарного диабета. В него вовлечены многие сотрудники научно-исследовательского института фармакологии ВолгГМУ, а также несколько групп химиков из других университетов страны. В их числе Московский государственный университет, Научно-исследовательский институт физической и органической химии ЮФУ, Самарский и Волгоградский технические университеты, Казанский и Уральский федеральные университеты, Институт органического синтеза им. И.Я. Постовского и другие.

Стоит отметить, что в таком высокорейтинговом журнале (5-летний импакт-фактор 4,847) исследования учёных ВолгГМУ публикуется уже во второй раз. Первыми такого успеха добились профессор Александр Озеров и доцент Михаил Новиков (кафедра фармацевтической и токсикологической химии).

«Публикация в таком серьёзном научном журнале позволяет поделиться своим опытом с большим количеством исследователей со всего мира. Чем больше коллег узнаёт о работе, тем больше появляется возможностей для её дальнейшего развития», – рассказывает Денис Бабков, один из авторов публикации.

В будущем выявленные активаторы глюкокиназы могут стать основой создания новых антидиабетических препаратов. У кафедры есть опыт проведения доклинических и клинических испытаний другого средства терапии сахарного диабета – Диабенола. Но впереди ещё много работы.

Ани Мурадян
фото: Ольга Мезенцева

Журнал Nature Publishing Group опубликовал исследование учёных ВолгГМУ

25.12.17 12:14; Опубликовал: Илья Моисеев; Рубрика: Новости науки ВолгГМУ; Просмотров: 3061; CTR: 0.39%;
Подразделение: Кафедра фармакологии и биоинформатики

Материал опубликован студенческим пресс-центром.

Вход для сотрудников